avroraiwa (avroraiwa) wrote,
avroraiwa
avroraiwa

Categories:

Флюгер нашего времени: как режиссер Андрей Кончаловский боролся с капитализмом

Флюгер нашего времени: как режиссер Андрей Кончаловский боролся с капитализмом

Знаменитый режиссер в советские времена одновременно и критиковал американское кино, и пытался вписать в него свое имя


О феномене семьи Михалковых сказано много и многими, но удивляться тому, как при несомненной своей талантливости, ее представители мужского пола, мягко говоря, держат носы по ветру, всячески прославляя власть, какой бы она ни была. Это удивительное свойство коротко и ясно описал в своей давней, еще времен СССР эпиграмме знаменитый актер Валентин Гафт:

«Россия! Чуешь этот странный зуд?!

Три Михалкова по тебе ползут!»

Отец режиссеров Андрея и Никиты баснописец и детский поэт Сергей Михалков символически закрепил эту идеологию «флюгера», сочинив гимны для двух идеологически совершенно разных государств – СССР и России.

Примеров такого рода «флюгерства» из биографии Михалковых можно привести множество, но этот, который обнаружил и опубликовал в своем блоге журналист Николай Руденский просто потрясает. Честному человеку невозможно даже предположить, что спустя всего год после написания этого письма, его автор уедет в Голливуд, чтобы снять там несколько довольно неплохих по-американским стандартам фильмов. Впрочем, вот свидетельство того, как режиссер Андрей Кончаловский клеймил американское кино и американский образ жизни:

«В сборнике «Аппарат ЦК КПСС и культура 1979–1984. Документы» опубликована записка, отправленная на Старую площадь в начале 1979 года Андреем Михалковым-Кончаловским. Она озаглавлена «Активизация роли кино в идеологической борьбе двух систем на современном этапе». Вот некоторые выдержки из этого интереснейшего документа:

«Правота идей, которыми руководствуются наш народ и партия в своем движении к коммунизму, подтверждена все ходом мировой истории… В настоящее время, как никогда прежде, мы должны мобилизовать все силы на то, чтобы поднять на новый уровень пропаганду наших идей, нашего образа жизни, нашего мировоззрения. И здесь особое, первостепенное внимание должно быть обращено на пропаганду коммунистических идей средствами киноискусства… Главная стратегическая задача — завоевать американский кинорынок… Советские фильмы представлены на американском кинорынке ограниченно… Это можно объяснить тем, что американские дельцы совсем не заинтересованы в пропаганде социалистических идей… Я на своем личном опыте мог убедиться, насколько въелось в сознание западного обывателя сфабрикованное буржуазной пропагандой клише отношения ко всему, что приходит из России… Знакомство с лучшими достижениями американского и европейского кино убедило меня в том, что наши актеры и режиссеры ни в чем не уступают мастерам западного кинематографа… Если американцы запустят спутник, с которого будут транслировать свои кинопрограммы, мы окажемся безоружны перед ними. Мы ничем не сможем оградить нашего зрителя от этой волны враждебной информации… В идеологической борьбе на киноэкранах мы заняли выжидательную, пассивную тактику. Нам нужно накапливать силы, чтобы сменить эту тактику на активную, чтобы от обороны перейти к наступлению».

Ну и еще масса столь же ценных наблюдений, предостережений и предложений. В ЦК записку многообещающего режиссера встретили благожелательно, однако отметили: «Ответить автору письма не представляется возможным в связи с его отъездом на год к жене во Францию».

Ну вот, из-за такой ерунды погиб патриотический замысел, обещавший грандиозный успех...»


***

Интересно также, что в том же 1979 году режиссер получил на Канском фестивале Гран-при за свою киноэпопею «Сибириада».

При всей очеведной одаренности автора, скорее всего жюри главного европейского фестиваля приняло свое решение не по эстетическим, а политическим критериям, поскольку фильм этот, мягко говоря, не шедевр, и к тому же отличается весьма спорными идеологическими качествами. Вот как в комментарии к посту Руденского оценила его зрительница Наталья Рубинштейн, хорошо знавшая автора:

«В войну Михалковы были наши соседи по гостинице для эвакуированных в Алма-Ате. Андрон был старше меня на год, у него была деревянная лошадь с настоящим конским хвостом и мы даже дрались за право (моё) немного посидеть на этой лошади. Мама и тетка приятельствовали с его мамой и бабушкой. Мои воспоминания о них самые замечательные. Еще и подкармливали. К 1979 году, когда вышла в прокат "Сибириада", мы уже жили в Израиле. Мама — редкое для нее дело! — попросила, чтоб я ее сводила в киноклуб, где время от времени показывали русское кино. "Сибириада" не шла в широком израильском прокате. Мама сказала: "Хочу посмотреть, что снимает этот мальчик".

Маме было на тот момент 75 лет. Она долго молчала, а потом сказала: "Знаешь, в начале 20-х годов рассказывали у нас в Саратове анекдот про меню в столовой, где значилось блюдо: котлеты из конины пополам с рябчиком. И на вопрос, как это, официант объяснял: 'Ну, в фарш кладем один конь, один рябчик.' Вот такая рецептура у этого кино — конь вранья на рябчик правды.

А так неплохое кино...»


ЗЫ:

Флюгер нашего времени: как режиссер Андрей Кончаловский боролся с капитализмом

Евгений Понасенков говорил:

"Кончаловский неприятнее и гораздо опаснее, чем его дивный брат Михалков. Михалков – он откровенный, он кричит: да, я люблю, я обожаю Путина, я православный, посмотрите, у меня на фоне государственных вертушек стоят иконки.

Кончаловский невероятный конъюнктурщик, он всегда работает на победу, как и брат, просто работает немножко в другом стилистическом ключе. Первый, кто вышел к Белому дому, кто обнимал Ельцина, кто говорил, что Ельцин мужчина, а Россия женщина, ей нужен мужик, – это Михалков. Сейчас Михалков кричит, какой Ельцин плохой, какой предатель родины, какие плохие 90-е, какой мужик Путин. Посмотрите эту фотографию дивную, где от Путина его отделяют охранники, а он все равно преданно влюбленно смотрит на нового президента, – это прекрасно.

Флюгер нашего времени: как режиссер Андрей Кончаловский боролся с капитализмом

Так вот Кончаловский для меня опаснее, потому что он умеет для нашей интеллигенции носить маску как бы интеллигента, как бы приличного. Но все это упирается в интересы, потому что когда нужно освоить бюджет, тогда они "едят дома", едят вместе с Михалковым. Когда начинается вопрос о еде, он ест вместе с братом. И это принципиально.

Флюгер нашего времени: как режиссер Андрей Кончаловский боролся с капитализмом

Андрей Кончаловский: Если что – немедленно уеду из России и откажусь от гражданства!

Быков: Ходят слухи, что в России скоро введут выездные визы. Вы верите?

Кончаловский: Очень маловероятно. Но если отсюда нельзя будет свободно выехать – я уеду немедленно.

Быков: Если успеете.

Кончаловский: Успею. У меня двойное гражданство, второе – французское. В этом случае я просто откажусь от русского.

Режиссер Андрей Кончаловский: «Россия по-прежнему живет в феодализме»

Прошли выборы президента, и комментариев по этому поводу вы уже наслушались выше крыши! Выборы доказали, что большинство россиян не видят в данный момент иного лидера, кроме Путина. Как говорится: «Народ всегда прав — ему виднее…» У меня же есть некоторые надежды на изменение политики власти, и я надеюсь, что власть врубится и поймет, что никакие новые школы, больницы, местное самоуправление и самые продвинутые нанотехнологии не избавят Россию от средневековых взаимоотношений между людьми. Феодализм гнездится у нас в каждом чулане, стоптанном валенке, под сиденьем бронированного «Бентли» и в золотых часах «Ролекс» на холеной руке! И муж за рулем «Роллс-Ройса» будет обращаться со своей спутницей в добрых традициях XIV века.

Но пока как Кремль, так и большинство россиян не отдают себе отчета, в каком обществе мы живем. Вот мне и хотелось бы разобраться, на сколько веков мы отстали от Европы. Нам от Европы никуда не деться — мы не Китай и не Индия, на Руси восточное христианство хоть почти и не развивалось с V века — все равно религия европейская.

Выехав в Европу, мы всегда удивляемся, что там чисто, люди вежливы, не выкидывают мусор из окон, водка не паленая и т. д., а приехав домой, поначалу замечаем все безобразия, но быстро втягиваемся в привычный образ жизни, в котором родились.

Нам очень трудно понять, почему у «нас» не так, как у «них», и мы ищем объяснений то в плохом начальстве, то в 70 годах советской власти, то вообще в неправильном президенте. И что важно — мы не одни задаемся подобными вопросами. Многие мыслящие люди и в Африке, и в мусульманском мире пытаются найти ответ на эту загадку. И никто не подозревает, что ответ будет неожиданным, — на мой взгляд, дело в том, что Россия, подобно ряду других стран Африки и Востока, живет в другом историческом измерении, а точнее, в средневековье. Естественно, мы не знаем и не замечаем этого, ибо невозможно объективно оценить окружающую тебя среду, находясь внутри. Ведь всегда понять других легче, чем себя.

Андрей Кончаловский: Путин — мудр и не пьет, я — вообще марксист

Начальство и власть очень просто ругать или хвалить. Но если посмотреть на эволюцию России за последние 25 лет, увидим, сколько иллюзий пережила эта страна — от крушения идеи коммунизма, распада авторитарной системы до иллюзии, что сейчас мы все перестроим и начнется счастье… К концу 90-х страна от свободы развалилась окончательно. Пришел Путин и стал собирать разваливающийся организм. И это уже важно.

Другой вопрос, почему Россия такая? Я ищу эту причину лет 25-30. Многие думают, что, если сменить человека в Кремле, все сразу станет хорошо, но разве от этого в подъездах перестанут писать или мусор в окно выбрасывать? Значит, от человека в Кремле зависит не так много, как нам кажется.

Путин — Добро или Зло? Это, безусловно, человек, который объединил государство — иначе бы мы развалились. И он не пьет… Я, например, беру с него пример. Вы заметили, что Путин ни о ком никогда не сказал плохо? Даже о заклятых врагах! Как бы не были настроены американцы в отношении к нам, он говорит про них: это наши партнеры. Это мудрость! О проститутках он сказал, что это женщины с пониженной социальной ответственностью. Это говорит не просто о выдержке, а о большой мудрости. И конечно, эта история, когда американцы выслали всех русских дипломатов, а Путин сказал: мы не будем заниматься такими мелочами, нас посторонние раздражители не отвлекают… В данный момент не могу даже представить, кто бы еще мог так сдержанно себя вести — все же мы эмоциональный народ. А он (Путин) вряд ли бывает заложником своего гнева.

Веллер о Кончаловском

Дальше. У нас есть очень интересный вопрос… мне понравилось: «Вы читали последнее интервью Дмитрия Быкова с Андроном Кончаловским? Кто, кажется вам, прав в высказываниях о России?» Вопрос прекрасный. Я тут несколько дней был в отсутствии, занимался своими делами. Немедленно после вопроса, который прочитал с утра, ознакомился с огромный удовольствием и с этим интервью. Знаете, интервью меня поразило, честно вам скажу.

Первое, что обращает мое внимание, думаю, что не только мое, надеюсь, не только мое. Да, Андрон Кончаловский – человек известный, заслуженный, награжденный рядом премий. 75 лет ему. Дмитрий Быков, с другой стороны. Годочков ему эдак где-то 48. Автор многих книг. Читает лекции по русской литературе в самых престижных университетах мира. Лауреат всех высших литературных премий, какие в России существуют. И вот он обращается к Андрону на вы, а тот к нему – на ты. Вот этого для меня достаточно. То есть вот эта холопско-барская спесь, вот это жлобство, полагающее себя аристократизмом, для меня уже достаточная характеристика. Ну-ка спроецируйте все на 19-й век. Вы можете представить себе двух русских творческих интеллигентов 75 и 48 лет от роду, где 48-летний говорит «вы», а 75-летний говорит «ты»? Официально разговаривая, генерал прапорщику не мог сказать «ты». Они были офицеры. Это был невозможно. Это относится и ко всей интеллигенции. Так что, когда человек, не имея представления, не имея ощущений, внутренней культуры, внутренней интеллигенций, воспитания и такта, разговаривает таким образом – простите ребята, лично для меня с этим человеком все уже понятно.

Вы знаете, мне всегда был чисто по-мужски симпатичен Александр Новиков. А вот особую симпатия я стал к нему испытывать, когда лет 10 назад в какой-то газете случайно прочел, где речь зашла о какой-то драке, каком-то скандале, который Филипп Киркоров учинил с кем-то в самолете. И вот спросили Новикова, как он к этому относится. Ответ Новикова я помню дословно. Он сказал: «Счастье Киркорова, что ему в тот день попался не я». Вот, значит, об этой вот беседе.

Далее несколько мест совершенно прекрасных. Надо сказать, что Андрон Кончаловский так прямо, даже грубовато, по-солдатски называет Путина человеком мудрым и говорит о его мудрости… Как говорилось когда-то в послевоенной Советской Армии «не по части подхалимажа, а по части дальнейшего прохождения по службе». И говорит о том, что вот русский народ выбирает себе власть не по выборам, а как-то вот по своим традициям, по своему менталитету, вот как он представляет… и вот поэтому, значит, вертикаль власти.

Моя любимая цитата из романа Хемингуэя «Острова в океане» это: «Каждый из нас должен с достоинством нести свой крест», — сказа Вилли. Что касается меня, — сказал Томас Хадсон, — я бы охотно воткнул свой крест кое-кому в задницу», — цитата. Так вот, что касается вертикали власти, которая нравится Андрону Михалкову-Кончаловскому. Ну, нравится, так нравится. Это дело такое… «Чем дольше будет существовать настоящая власть, тем лучше для страны». Это кто же такая страна? Кому-то будет, безусловно, лучше. Насколько будет лучше всем, сказать трудно. И когда речь заходит о геополитике – хотя слово не произносится – о политическом влиянии и прочее… Простите великодушно, кроме влияния военного – мы можем применить военную силу – что стояло всегда во всей мировой политике за всеми военными компаниями, за колонизацией, за экспедиционными корпусами? Стояла экономическая мощь, культурная мощь, демографический напор. Стояло всё. Когда мы спорим с Америкой, что стоит за российской военной мощью? Кроме российской военной мощи не стоит ничего. Соответствующей экономики нет.


Кстати...

«Рассказывают, как однажды Сергей Михалков (отец режиссеров Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского, известный детский поэт, а кроме того автор гимнов СССР и России, большой почитатель всех без исключения правителей России вне зависимости от их взглядов, достоинств и недостатков — Сталина, Хрущева, Брежнева, Ельцина и Путина... – прим.ред) пришел в «Детгиз» за очередным безразмерным гонораром.

Был день получки, и к окошечку кассы тянулась очередь — гонорарники, работники издательства... К очереди этой Михалков как Герой Соцтруда подошел, разумеется, с головы и, отодвинув безымянного «детгизовца», попросил выдать причитающееся. Кассир посмотрел в ведомость и понял, что остальным можно в очереди уже не стоять: денег в кассе оставалось как раз на михалковский гонорар.

Кассир робко предложил компромиссный вариант: выдать Михалкову половину суммы сейчас, а остальное — завтра. Михалков не согласился. Позвали главного бухгалтера, потом директора издательства: Сергей Владимирович, войдите в положение... люди, очередь... мы завтра привезем на дом...

Герой Соцтруда был непреклонен:

— Д-давайте всё!

Наконец директор издательства не выдержал и возопил:

— Но почему?

Михалков ответил просто и непобедимо:

— А-алчность".»





Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments