В последнее время всё возрастающее внимание приковывает к себе очередная инициатива руководства МинСтроя РФ по введению в практику счётчиков энергоресурсов, обладающих способностью дистанционной передачи данных без участия пользователя. Эта идея уже активно разрабатывается с использованием самых авторитетных разработчиков, таких, как, например, организации корпорации «Ростех». Правда, уже появляются сигналы от ряда специалистов о некоторых существенных недостатках, которые будут, по их мнению, свойственны этим счётчикам и относящиеся, например, к их надёжности и уязвимости со стороны внешних воздействий. Кроме этих разработок в проект «Умный город» программы «Цифровая экономика России» внесены и другие, не менее затратные и спорные по своей сути темы.
В частности, предполагается разработать систему автоматического распознавания лиц, благодаря которой с личных счетов пассажиров общественного транспорта будут автоматически сниматься деньги за проезд. Опять же, без какого бы то ни было нашего участия. Возможно, и у этой разработки найдутся скрытые до сей поры технические несовершенства, но разработчики на это не обратят внимания (такое по нашим временам вполне нормально). Тем не менее, главное даже не в этом.
Хотелось бы обратить внимание на то, что все указанные разработки, предназначенные для самого широкого применения, носят, как правило, фискальный характер. В этом власть проявляет абсолютное недоверие к народу и откровенное, официально заявленное желание предельно повысить собираемость всех платежей. При этом, в азартной погоне за нашими скудными деньгами абсолютно пренебрегаются элементарные правила справедливости.
Счётчики (расходомеры), например, называются «умными» только за обладание тупой способностью дистанционно передавать то, что фиксируется не всегда совершенными и разборчивыми чувствительными элементами — датчиками. Помнится, у нас на садовые участки какой-то чудак подал повышенное напряжение (вместо 220 V подключил 380). У многих вышли из строя телевизоры, холодильники, электроплитки и прочая аппаратура. Как всегда в таких случаях, немногие добились хотя бы частичной компенсации за нанесённый ущерб, но на счётчиках электроэнергии это никак не отразилось.
А вот ещё пример. На этот раз не менее серьёзный и имеющий повсеместную и постоянную распространённость.
Несколько лет назад мне довелось обратить внимание общественности на странный метод оплаты горячего водоснабжения (ГВС), при котором стоимость услуги почему-то не зависит от температуры воды, изливающейся из наших смесителей. Когда-то, в старые добрые догайдаровские времена эта нелепость в оплате не обращала на себя внимание по причине своей дешевизны. Да и сбоев в работе ЖКХ было, как-то, меньше. С переходом же на новую (не могу назвать её рыночной) систему экономических, а, значит, прежде всего, денежных взаимоотношений государственных чиновников (и их коллег по власти и бизнесу) с населением эти регулярные платежи приобрели весьма существенное значение для большинства граждан. И стало ясно, что, если соседи по многоквартирному дому получают в качестве горячей воду с различной температурой, то и платить они должны не просто за использованные её кубометры, а с учётом этого обстоятельства. Ведь, очевиден парадокс, заключающийся в том, что потребность в «горячей» воде в быту увеличивается с падением её температуры, т.е., с ухудшением (!) её качества. А стоимость для нас этого «недогрева», исходя из сравнения тарифов на холодную (38,06 руб/м3) и горячую (188,53 руб/м3) воду, действовавших в Москве на момент написания статьи находилась пределах 80% от стоимости последней (или до 150 рублей за каждый кубометр). Это и является причиной того, что за одинаковые услуги ГВС (равенстве температуры потребляемой нами смеси холодной и горячей воды) мы, жильцы одного дома, платим по-разному. Причём «сильно по-разному».
Кроме того, вынужденно увеличивая расход недостаточно нагретой воды, мы, как следствие, переплачиваем и за водоотведение. А это ещё по 25,12 руб/м3. Вся эта переплата лишь в некоторой степени уменьшается при использовании уже существующих счётчиков с термодатчиком, которые способны распределить объемы потребленной воды по разным тарифным ячейкам (шкалам) — в зависимости от её температуры. Но их стоимость относительно высока (5 000…7 500 руб.), а их установку реализовать сложно из-за отсутствия необходимой нормативно-правовой документации. Более радикальная возможность уйти от поборов — приобрести автономное водонагревательное устройство и навсегда перекрыть магистраль горячей воды. В таком случае пришлось бы платить только за холодную воду и потребляемые на нагрев электроэнергию или газ. Но по мере распространения такого новшества всё более реальной становится угроза разорения поставщиков тепла, и без того находящихся на грани банкротства. Так что, уже появляются «непопулярные» запретительные меры со стороны властей.
Это наипростейший и привычный выход из любого положения для корифеев экономического блока нашего бесславного правительства. Хотя, если, имея добрые намерения, слегка затруднить себя раздумьями, можно было бы изыскать другие известные или придумать новые менее наглые и издевательские способы решения проблемы. Тем более, что некоторые варианты решения проблемы есть, опубликованы и известны тем же функционерам, которые сейчас так активно продвигают указанные в начале статьи нововведения. В частности, надо бы для оценки услуг ГВС с учётом их качества наряду с измерением объёма использованной воды всего-то постоянно контролировать её температуру и вносить необходимые корректировки в показания регистрирующих приборов. Это должно давать возможность по определённой несложной закономерности замедлять скорость счёта объёма расходуемой воды при снижении её температуры и повышать при её возрастании. Разумеется, при этом потребуется произвести довольно объёмные работы по переработке нормативных материалов, создании системы обеспечения единства измерений и др.
Казалось бы, это должно заинтересовать профильных функционеров, или, как это было бы при нормальной рыночной экономике, побудить производителей к новым разработкам, необходимость которых очевидна. Тема не могла остаться незамеченной, поскольку широко освещалась в специальной литературе (журналы «Сантехника, «С.О.К.», электронный журнал «Коммунальщик ХХI века») и представлена на публичное обсуждение в петиции под заголовком «Пересмотрим тарифы на горячую воду! Введём справедливый учёт!», опубликованной на сайте «Демократор», где нашла самую широкую и активную поддержку россиян. К сожалению, в моём архиве накопилось значительное количество разнообразных по характеру отказов различных высокопоставленных чиновников в содействии решению этой проблемы. И существующее (в общем-то, отрицательное) отношение властей к организации и проведению инновационных процессов вполне объяснимо. Прежде всего, потому что основными целями инновационной деятельности у нас является создание новшества, обеспечивающего качество, востребованное рынком и приводящего к коммерческой выгоде (создающего дополнительную ценность). Повышение качества жизни людей сюда не входит. Не срабатывает здесь и принцип конкурентности, поскольку у нас таковой, по сути, нет. А кто не развивается, тот, как известно, деградирует.
P. S. Ради справедливости надо отметить, что недавно, наконец-то, поступило предложение представить в одну из задействованных в проекте «Умный город» организаций презентацию разработки по совершенствованию системы оплаты услуг ГВС с учётом их качества. Желающие приглашаются к участию в работах (пока безвозмездное, а потом — исходя из возможностей).
Геннадий Кудрявцев — кандидат технических наук.
Journal information