В реальности национальное регулирование Интернета, а также создание и развитие собственных коммуникационных систем, является необходимым шагом, который позволит России избавиться от проклятия «цифровой колонии США». Именно такой статус задается для нашей страны существующей структурой всемирной паутины.
Суть законопроекта
Одним из главных положений принятого законопроекта является создание национальной системы получения информации о доменных именах и сетевых адресах. Рядовой пользователь Сети при работе с Интернетом обычно даже не подозревает о том, каким образом формируется и как в действительности выглядит то или иное доменное имя.
Например, адрес сайта Федерального агентства новостей в действительности внутри Сети выглядит как https://riafan.ru. — с точкой в конце. Эта малозаметная точка в конце — так называемый DNS-запрос самого высокого — нулевого — уровня. Он направляется на специализированный сервер доменных имен, на котором прописаны все страновые зоны, в том числе сегмент ru.
Впоследствии DNS-запрос попадает на один из российских серверов: он обрабатывает домены «зоны ru», соответствующей России, на котором определяется местоположение домена riafan. Наконец, сервер, хранящий внутреннюю информацию нашего сайта, производит обработку сложного имени конкретной новостной страницы и применяет протокол передачи веб-данных — в рассматриваемом адресе HTTPS.
Нетрудно понять, что без DNS-сервера самого высокого уровня, который отвечает за злополучную невидимую «точку», запрос к глобальной сети не сработает — ваш компьютер просто не будет знать, где искать саму «зону ru». Конечно, никто не запретит вам набить в адресной строке прямой IP-адрес запрашиваемого вами сайта — но все система удобного веб-поиска, завязанная на буквенные доменные имена, прекратит свою работу.
При этом техническую возможность «забрать нулевую точку у России» признают даже в ICANN — это международная корпорация, которая отвечает в масштабах планеты за формирование доменного имени в соответствии с IP-адресом. Все дело в том, что ICANN зарегистрирована как корпорация в США, и поэтому ее сервера начального уровня, хотя и могут располагаться за пределами Соединенных Штатов, тем не менее, подчиняются всем требованиям американских законодателей.
До сих пор, правда, таких глобальных «отключений нулевого уровня» не случалось — организация не забирала доменные зоны у каких-либо государств, а запретительные меры в отношении доменной трансляции властями США не применялись.
Впрочем, обольщаться по этому поводу не стоит: не далее как декабре 2018 года компания Monotype Imaging, правообладатель популярных шрифтов (гарнитур) Times New Roman, Arial и Courier New, которые входят в «бесплатный» набор популярных операционных систем, например Windows, запретила их использование в российских госучреждениях. В качестве причины компания указала санкции, введенные США против России, хотя формально никакие конкретные ограничения по шрифтам в санкциях, понятное дело, прописаны не были.
Как Россия может защитить свой сегмент Сети?
Принятым законопроектом предусматривается создание национальной системы получения информации о доменных именах или сетевых адресах. Под ней подразумевается «совокупность взаимосвязанных программно-аппаратных средств, предназначенных для хранения и получения информации о сетевых адресах в отношении доменных имен, в том числе включенных в российскую национальную доменную зону, а также авторизации при разрешении доменных имен». Таким витиеватым образом в законе сформулировано создание и поддержка своей «нулевой точки» для России, которая сможет обеспечить начальную привязку имен DNS, если с серверами ICANN произойдут какие-либо нежелательные изменения.
При этом, конечно, «отключать» Россию от Интернета в Госдуме не собираются — ровно по такому же пути в свое время прошел Китай. Он продублировал у себя на национальной территории все критические системы Всемирной сети, но, тем не менее, сохранил все необходимые контакты с внешним миром.
Ничто не мешает, при желании, организовать в России аналог «великого китайского файрволла» — однако, как показывает практика существующих блокировок Роскомнадзора, российский регулятор успешно борется с запрещенным контентом в мировой паутине и без столь радикальных мер.
Что важно подчеркнуть — в принятом законопроекте никаких дополнительных ограничений сверх уже существующих уже не вводится — речь идет, скорее, о создании новых, чисто российских систем, которые позволят национальному сегменту избежать коллапса в случае его принудительного отключения от Всемирной сети.
Из запретительных мер в законе можно упомянуть лишь требование к операторам связи по установке технических средств противодействия киберугрозам. Согласно тексту документа, эти средства должны уметь ограничивать доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, как это делает Роскомнадзор сегодня, но и путем запрета пропуска трафика.
Впрочем, как показывает практика того же Китая, эти технические средства хорошо работают только в случае явной привязки трафика к известным IP-адресам и доменным именам, в то время как любые системы анонимизации траффика (VPN-каналы, анонимайзеры или прокси-сервера) их неплохо обходят. Таким образом, даже в этой, формально запретительной мере, новый законопроект мало что поменяет в существующей практике блокировок, но лишь введет дополнительную меру защиты от некоторых видов киберугроз.
Опыт финансистов
Нынешний этап «суверенизации Интернета», который мы наблюдаем сегодня, весьма похож на процесс создания Национальной системы платежных карт, которую Россия успешно провела в 2014—2015 годах.
Пять лет назад, после того как США ввели санкции против России в связи с присоединением Крыма, международные платежные системы Visa и MasterCard практически сразу остановили обслуживание платежных карт нескольких российских банков в торговых точках и банкоматах международной сети.
Кроме того, из платежного оборота были насильственно исключены два региона России — Крым и Севастополь. Более двух миллионов жителей Крымского полуострова и многочисленные туристы такими действиями Visa и MasterCard были искусственно отброшены на двадцать лет назад: в Крыму оказалось возможным расплачиваться только наличными деньгами.
Уже 23 июля 2014 года для решения этой проблемы было создано акционерное общество «Национальная система платежных карт» (АО НСПК), перед которым были поставлены две задачи — создание операционного и клирингового центра для обработки внутрироссийских операций по картам международных платежных систем, а также выпуск и продвижение национальной платежной карты.
В момент создания НСПК монополия Visa и MasterCard казалась незыблемой, ведь в их руках тоже была «нулевая точка» финансовой системы, которая определяла номера платежных карт и их международное признание. Однако осознав то, что Россия за рекордные сроки — около полугода — смогла создать свой операционный центр по обработке всех транзакций в стране, международные системы предпочли сделать хорошую мину при откровенно проигранной ими игре — и стали заключать договора с НСПК, чтобы не потерять емкий российский рынок.
Первой сдалась Visa, которая уже в июне 2015 года «пришла с миром» к НСПК. В следующем месяце к ней присоединились европейская MasterCard и японская JCB, а последней соглашения в конце июля 2015 года подписала американская платежная система AmericanExpress.
Попутно выяснилось, что международные платежные системы еще и безбожно наживались на российских пользователях. Несмотря на снижение тарифов внутри НСПК, начав 2015 год с 2,61 млрд рублей выручки и 1,21 млрд чистой прибыли, уже к 2017 году национальная платежная система вышла на 7,9 млрд рублей выручки и прибыль в размере 3,3 млрд рублей. Нетрудно понять, что до 2014 года все эти деньги успешно оседали в карманах международных платежных систем.Словом, все страшилки о «Чебурнете» — не более чем попытка удержать Россию в статусе «цифровой колонии». Ведь кто-то с принятием нового закона о «нулевой точке» может потерять и большие деньги, и удобный рычаг воздействия на нашу страну.Алексей Анпилогов
Journal information